«Дорога к храму. Школа преподобного Сергия»

Дата проведения: 
19.09.2014 – 30.11.2014
Организатор конкурса: 
ОУ г.Омска «СОШ №41», Министерство образования Омской области, БОУ Омской области «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток», храм во имя преподобного Ефрема Сирина г.Омска.

Телекоммуникационный областной образовательный проект
 «Дорога к храму. Школа преподобного Сергия»

 

Имя Преподобного Сергия Радонежского, как писал В.О. Ключевский, «выступает из границ времени», потому что дело, поднятое им, «по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений», что из исторического деятеля он превратился в народную идею, а самое  дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом»

 

Учредители: БОУ г.Омска «СОШ №41», Министерство образования Омской области, БОУ Омской области «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток», храм во имя преподобного Ефрема Сирина г.Омска.

Автор и координатор проекта – Левшина Наталья Санфиевна, учитель информатики БОУ г.Омска «СОШ №41».

Сайт проекта: http://sergie.ucoz.ru   

Приглашаем к участию команды школьников 5-11 классов и индивидуальных участников.

Наш  проект проводится в последней трети 2014 года и послужит логическим завершением, подведением итогов тех направлений общественной и культурной жизни, которые были особенны важны. Эти направления определены:

  • Указом президента России «О проведении в Российской Федерации Года культуры» в 2014 году;
  • Празднованием 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского в России, объявлено Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом и также указом президента  России  "О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского";
  • Не требующее никаких указов, отмечаемое во всех регионах России событие –  подготовка к всенародному празднованию 70-летия Великой Победы в 2015 году.

В жизни Омского региона в 2014 году эти направления воплощаются в яркие, запоминающиеся события, послужившие не только возрождению памяти,  но и новым традициям.

Сроки проекта: 22.09.2014 30.11.2014

Регистрация. 22.09.2014 – 28.09.2014. Производится на сайте проекта

Наш проект предлагает участие в четырёх этапах:

I этап. 29.09.2014 –10.10.2014. На полях Жития Сергия Радонежского

Вот уже семьсот лет русские люди читают «Житие Преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца», написанное его учеником, древнерусским писателем Епифанием Премудрым, и будут читать до скончания света. Епифаний говорит, что «дерзнух» на первые записи о жизни «старца свята» через год или два по кончине Сергия и закончил через двадцать шесть лет. Что делал записи «в свитцех» и «в тетратех» «запаса ради, и памяти ради, и ползы ради». Известно, что бумага в те времена была на Руси редкостью. Можно догадываться, что тетрадки, скорее всего, делались в Троицкой обители того времени из пластов бересты. Ведь и сам Преподобный пользовался берестяными книжками-самоделками.

Епифаньевы свитки и тетрадки исчезли бесследно, и само его «Житие Сергия» в первоначальном виде не сохранилось. Позже оно было отредактировано другим писателем –   агиографом Пахомием Логофетом, который включил в книгу «от многа мало». То есть произвёл строгий отбор, отвергнув многое, проявив монашескую суровость по отношению к неважным для Жития подробностям. Но об одном из величайших людей Древней Руси, о самом почитаемом в народе русском святом, так бы хотелось знать больше, чем нам оставлено знать. И при большом желании хоть немногую долю изъятого или отмеченного в Житии вскользь мы в состоянии собрать по крупицам.

Задание: восстановить  облик преподобного Сергия: его привычки в одежде, профессии, какими он владел, занятия, которым он посвящал большую часть времени, как они отразились на его облике; образ питания и распорядок; особенности манеры говорить, общаться с людьми разных сословий, монашествующими и мирскими, круг чтения; его друзей и недругов (перечислить людей, с кем Сергий общался; какие воспоминания о нем дошли до нас); какие места и по какой причине он посетил, каким транспортом пользовался; где проживал, какую  память о себе оставил; его особые дарования (как человек может достичь их; как и когда преподобный Сергий применял их).

II этап.  11.10.2014 – 21.10.2014. Завет преподобного Сергия современникам и будущим поколениям

 «Без Троицы дом не строится», – говорит народная мудрость. Образ Троицы становится указанием преподобного Сергия праведного устроения человеческой жизни на всех уровнях – личном, семейном, общинном, приходском, национальном, вселенском. Вот русский путь к спасению

Задание: составить эссе о том православном празднике, начало которому положил храмовый праздник Троице-Сергиевой лавры, основанный на самом важном христианском догмате; привести аналоги этого явления в быту, его духовном смысле и значении для духовного роста человека. Отдельно остановиться на значении завета Преподобного Сергия, основанного на троичном догмате,  для государственного устройства России, семейного, межнационального общения людей. Связать свои выводы с реалиями современного мира.

Обратить внимание на народное почитание Троицына дня, традиции празднования разных регионов и славянских стран. Проиллюстрировать свою работу фотографиями и рисунками.

III этап. 22.10.2014 – 11.11.2014. Школа Преподобного Сергия

Школа Преподобного Сергия, через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает всё пространство Русской  земли и проходит через всю дальнейшую историю русской святости и национального склада Богомыслия.

Задание: написать эссе, в котором рассказать об учениках Сергия Радонежского, основанных ими монастырях.

Ответить на вопрос: почему в связи с именами Сергия Радонежского, Епифания Премудрого, Андрея Рублёва российские историки говорят о Русском Возрождении XIV века? Какие традиции великой православной мысли наследовали русские святые, преобразив их в великие произведения церковного искусства?

Уроженец города Омска, известный представитель ученого монашества наших дней, архимандрит Иннокентий (Просвирнин)[3], в своих работах[4] приводит доказательства того факта, что основанный Сергием Радонежским монастырь  стал центром книгописания, иконописи, богословия, храмовой архитектуры Руси. Это было бы невозможным без высокого культурного, образовательного уровня самого игумена Сергия. В Житии Преподобного об этом подробно не сказано, предлагаем самостоятельно найти эту информацию.

Отметить в своей работе те традиции устройства монастырской жизни (устав), благотворительности, которые были заложены преподобным Сергием и восприняты его учениками.

IV этап. 12.11.2014 – 23.11.2014. Завещанная Преподобным Сергием традиция святости общественного служения, ратного подвига, жертвы

  Куликовская битва, за которую народ назвал великого князя Димитрием Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Своими молитвами Преподобный  был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле, он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков схимонаха Александра Пересвета и схимника Андрея Ослябю. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии святого князя Димитрия Донского, с тех пор ежегодно совершается в обители с торжественным поминовением героев Куликовской битвы.

Завет почитать павших за Отечество русских воинов – это тоже Радонежская школа. Известно, что во время Великой Отечественной войны Омск пережил период роста в связи с увеличением количества жителей за счет эвакуированных из оккупированных областей. Возникло много новостроек, новым улицам присваивались названия в честь героев войны.

Задание 1: определить, как в нашем городе почитаются герои Великой Отечественной войны. Привести список улиц Омска, посвященных памяти воинов-омичей, с описанием подвигов. Также приветствуются фотографии участников на улицах Омска, посвященных памяти воинов Великой Отечественной войны.

Задание 2: Омская область не являлась фронтовой территорией в годы Второй Мировой войны (хотя, если учесть границы Омской области в начале 1940-х годов, можно допустить возможность локальных боевых действий. Предлагаем участникам догадаться, как это стало возможным). Предлагаем участникам составить эссе о помощи фронту омских школьников в годы Войны. Приветствуются рассказы родственников старшего поколения, семейные предания.

Подведение итогов и награждение победителей и участников состоится во время областного фестиваля духовной культуры в конце ноября 2014 года.

Все работы участников будут опубликованы на сайте проекта после завершения каждого этапа в рубриках «Каталог статей» и «Каталог файлов».

Предлагаем бонус для участников проекта: дополнительные 5 баллов тем, кто правильно прочитает церковно-славянскую надпись на картине-заставке сайта проекта (форзац художника А.С. Зайцева из сборника "Сергий Радонежский", изданного к 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского в 1991 году составителем В.А. Десятниковым).

Файл с описанием: