Актуальные вопросы по организации дистанционного обучения

На сайте  БОУ ДОП «Институт развития образования Омской области» открыт специальный раздел «Скорая методическая помощь», где можно найти ответы на наиболее «острые» и часто задаваемые вопросы педагогов по организации обучения школьников в дистанционном режиме http://irooo.ru/skoraya-metodicheskaya-pomoshch

Актуальные вопросы:

29.04.2020 – Как заручиться постоянной поддержкой родителей в период дистанционного обучения и не терять ее до конца обучения в этом режиме?

Отвечает Оксана Анатольевна Плесовских, педагог дополнительного образования БОУ ДО г. Омска «ГорДЮЦ», мама ученицы 5 класса: 

Надо понимать, что перед экраном компьютера для онлайн занятий садятся не только дети, но и примерно половина родителей. В таком случае, родители дают личностную оценку каждому просмотренному и выполненному с ребенком уроку. Заручиться их постоянной поддержкой можно только в том случае, если:

  • первое: родителю было бы все понятно по организации процесса обучения: что, когда и как необходимо выполнить детям. Особое значением имеет понимание, где классная, а где домашняя работа. В своей работе и в общении с родителями, я поняла, что родители выражают благодарность тем педагогам, которые не перегружают детей и предусматривают на одну учебную тему - одно учебное задание (где может быть несколько задач), не определяя его как классное или домашнее. В таком случае родителям легче следить за выполнением детьми заданий и помогать тем самым, педагогам контролировать процесс обучения и самим чувствовать, что «все под контролем»;
  • второе: каждая тема объясняется самим педагогом (а не родителем или родственниками, соседями и т.д.). Самое эффективное средство – это, конечно, видеоурок онлайн в прямом эфире, а потом размещенный в записи. Родители слушают вместе с детьми эти видеоуроки, чтобы потом при необходимости помочь ребенку выполнить задание. Если нет возможности онлайн уроков, то записи скринкастов (аудио сопровождения презентаций), видео с подобранными специально готовыми игровыми заданиями на «Учи.ру» и «Яндекс.учебник» - все это свидетельствует об отношении учителя к подготовке урока, даже в новых более сложных условиях. А еще это свидетельствует о желании педагога продолжать общаться с детьми и отсутствии страха, что родители могут увидеть, как он ведет урок (учебное занятие), как сам владеет темой. В отношении отдельных педагогов, которые особенно не заботятся объяснением учебного материала, родители будут не в обиде, если такой педагог просто укажет параграф в учебнике и учебном пособии, который нужно прочитать и 2-3 вопроса к теме параграфа, чтобы такое задание ученик мог сделать самостоятельно и родители с детьми хотя бы не «бороздили» просторы интернета для выполнения заданий;
  • третье: обратная связь посредством звонков, аудиосообщений, фотографий проверки работ – в общем, все то, что позволит родителю понимать, что ребенок постоянно в поле внимания педагога.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то у родителей появляется тревога, сомнения, агрессия и разочарование, как в конкретных педагогах, так и в школе в целом. Хочется в завершении сказать, что в этих условиях я учусь дистанционному обучению вместе с детьми и как педагог, и как родитель, и как никогда у нас отрабатываются навыки, востребованные в современном образовании.

 

29.04.2020 - Где можно познакомиться с практическим опытом педагогов, реализующих дистанционное обучение школьников с ОВЗ?

Отвечает: Наталия Эдуардовна Логинова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРООО»:

         Неоднократно на протяжении последних пяти лет сотрудниками кафедры изучался и был представлен на курсах повышения квалификации, областных семинарах, региональных и международных практических конференциях, посвященных цифровому образованию, региональный педагогический опыт по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Ряд адаптивных образовательных организаций нашего региона имеют многолетний опыт проведения дистанционных уроков на портале дистанционного обучения Омской области - https://do.obr55.ru/.

         С региональным опытом организации дистанционного обучения, рекомендациями по проведению дистанционных занятий и с практическими материалами для дистанционных уроков можно познакомиться на портале РИП-ИнКО - http://inko.irooo.ru/.  Для этих целей на страницах РИП ИнКО «Образование детей особой заботы» в разделе «Методическая копилка» нами создана рубрика «Материалы по дистанционному обучения детей с ОВЗ» -  http://inko.irooo.ru/rip-inko-obrazovanie-detej-osoboj-zaboty-2/74-metodicheskaya-kopilka/2260-materialy-po-distantsionnomu-obucheniyu-detej-s-ovz.

         Эта рубрика полностью посвящена вопросам дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Здесь вы можете узнать, как организовать дистанционное обучение школьников с ОВЗ, познакомиться с нормативно-правовыми документами по данному вопросу, посмотреть видео-консультации, скачать полезные практические материалы (конспекты, электронные пособия к урокам, презентации и т.д.) из опыта педагогов г. Омска и Омской области, работающих дистанционно с обучающимися с ОВЗ.

         Также будет полезным знакомство с  федеральным опытом по данному направлению, с которым можно познакомиться на сайте Института коррекционной педагогики РАО - https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/?fbclid=IwAR0Co2Aqzzb1oEH2-b5yCIcBME-auHnDa4aZP-_ITwTQ2lvqEiJCiua9XVA

 

28.04.2020 – Что делать с защитой индивидуальных проектов выпускниками школы?

Отвечает Ирина Александровна Кирина, заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 142»:

         Для защиты индивидуальных проектов обучающихся 11 классов в новых условиях была проведена определенная организованная работа:

  • был составлен план-график проведения защиты в режиме онлайн, не более 6-8 проектов в день. На защиту каждого проекта было отведено 10 минут (7-8 минут на представление и 2-3 минуты на вопросы). Дата и время защиты ученикам было сообщены заранее и согласовано с ними, для устранения всех рисков (технических, бытовых, семейных). Также был предусмотрен график резервного повторного подключения, если связь будет нарушена (чтобы следующие ученики не ждали, когда снова подключится ученик и до конца представит проект);
  • выбрана программа для защиты - Skype для видеозвонков, общения в прямом эфире ученика, защищающего проект и группы экспертов;
  • организована серия предварительных индивидуальных видео-консультаций по содержанию и представлению проектов. Ученики были заранее проинформированы о том, как в режиме онлайн будет проходить защита. Защиту проекта могли слушать родители ребенка, представляющего проект.

Все эти подготовительные меры позволили провести защиту индивидуальных проекта по всем установленным правилам. Во время представления проектов была организована работа экспертной группы, в которой каждый эксперт оценивал проект по установленным критериям в специальной форме. Итоговая отметка представлялась в виде среднего значения оценок экспертов.