Идем в науку: омские студенты помогли старшеклассникам почувствовать себя настоящими исследователями
Студенты Омского государственного педагогического университета, которые занимаются наукой, выступили наставниками старшеклассников города и помогли им сделать первые шаги в исследовательской деятельности. Пространство для взаимодействия было создано 28 марта на Уроках научных истин «СНЛ трекинг» в рамках Всероссийской просветительской акции «Ученые - в школы» Российского общества «Знание».
Участники просветительской акции «Ученые - в школы» объединились на практических занятиях в студенческих научных лабораториях (СНЛ) ОмГПУ. Работали четыре площадки, где студенты сначала показали, какие возможности есть в вузе для научной деятельности, а затем поставили перед каждой группой старшеклассников небольшую научную проблему, которую нужно было решить с использованием современного мультимедийного оборудования за 40-50 минут.
Вместе со студентами школьников поддерживали опытные преподаватели ОмГПУ: проректор по научной работе доктор экономических наук Ирина Геращенко, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга кандидат экономических наук Олеся Гешко, а также директор филиала Российского общества «Знание» в Омской области Вадим Клевакин.
На площадке «Как меняется школьная повседневность» ребята познакомились с методами анализа ежедневных практик учителей, учеников и родителей на разных этапах развития школы. Для этого изучали научные и учебно-методические источники, СМИ, художественную литературу, фото- и кинодокументы, отражающие духовную и материальную стороны школьной культуры.
Проблемы, связанные с финансовым мошенничеством, школьники решали на площадке «Мы разные, но мы вместе: экономика и иностранный язык». Известно, что 76% школьников сталкиваются с мошенниками и многие не знают, как защититься. Специально для мероприятия была разработана игра «Финансовый детектив» с элементами иностранного языка. Уникальная игровая технология помогла ребятам дать оценку героям и найти ошибки в финансовом поведении.
Еще одна площадка называлась «Занимательная биология», здесь ребята познакомились с современным оборудованием технопарка педагогических компетенций ОмГПУ, которое используется для изучения биологии и биологических процессов. Школьники опробовали интерактивный анатомический стол «Пирогов», сделали анализ снега с помощью экологических лабораторий и увидели своими глазами микромир.
Команда старшеклассников на площадке «ЗОЖ в формате «Кто хочет стать миллионером» анализировала проблемы, связанные с режимом дня, питанием, физической активностью. Старшеклассники спроецировали на себя полезные привычки и вооружились рекомендациями по их выработке.
Доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Олеся Гешко отметила: «Идея проведения Уроков научных истин «СНЛ трекинг» появилась благодаря активному развитию научного волонтерства в университете. Наши студенты в процессе исследовательской работы в научных лабораториях накопили положительный опыт взаимодействия со школьниками, и мы решили его транслировать. Таких лабораторий в ОмГПУ создано девять, это стало возможным благодаря появлению стратегического проекта «Студенческая наука», поддержанного ректоратом».
При разработке заданий на площадках организаторы Уроков научных истин «СНЛ трекинг» исходили, с одной стороны, из пожеланий студентов-наставников, которым было предложено дать старт новой концепции мероприятия. С другой стороны, учитывалось значение выбранных тем для развития личности учащихся.
«Никто не будет отрицать важность формирования навыков ЗОЖ и спорить о значении безопасного экономического поведения, - пояснила Олеся Гешко. — Что касается биологии, то знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира. А изучение школьной повседневности позволяет понять особенности трансформаций учебного процесса с позиции ученика».
Проректор по научной работе Ирина Геращенко отметила, что современная наука стоит на пороге больших открытий и важно поддерживать молодежь, увлеченную исследовательской деятельностью, стимулировать интерес к научным проектам.
«Научная работа очень захватывает, это и поиск, и приключение, и где-то увлекательный детектив - ведь нужно объяснить то, что до тебя никто не смог объяснить, найти решение нерешаемой задачи. Поэтому мы стремимся сломать существующие стереотипы о научной работе как о скучной и трудной. Нам важно, чтобы каждый молодой человек примерил на себя образ ученого и чтобы это было с самого начала действительно интересно, - подчеркнула Ирина Геращенко. - Старшеклассники мало знают о новых научных направлениях, поскольку школьная программа отстает от современного научного видения мира. Знакомство с актуальными научными проблемами в разных областях знаний позволяет ребятам выделить интересные для каждого направления, которые, возможно, определят их будущие профессиональные интересы».
Преподаватели ОмГПУ порекомендовали участникам Уроков научных истин «СНЛ трекинг» пробовать себя в разных научно-исследовательских проектах, узнать, какие интересные научные кружки есть в школах, домах детского творчества, в «Точках роста», «Кванториумах», вузах.
«И конечно, определитесь с наставником - учителем, студентом вуза, научным сотрудником, - посоветовала учащимся Ирина Геращенко. - Очень многое зависит от наставника, возможно, это самое важное. Именно наставник способен зажечь научную искру будущих открытий. Думаю, что у каждого успешного ученого был свой наставник и учитель, благодаря которому он пришел в науку».
«Я сам долгое время являюсь преподавателем нашего вуза. Хочется пожелать студентам успеха, чтобы они получали много новой интересной информации и надеюсь, что ребята смогут определиться со своей будущей профессией и Омский педагогический станет их следующим учебным заведением. Хотелось бы поблагодарить ректора университета и его команду, которая продвигает проект. Они делают обучение интересным и понятным», - отметил директор департамента образования Омской области Ильдар Бикмаев.
Всероссийская акция «Ученые - в школы» организована Российским обществом «Знание» совместно с Минпросвещения России и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах. К настоящему времени уроки от ученых уже состоялись в 88 регионах страны. Участниками стали более 4 тысяч молодых ученых и свыше 6 тысяч школ. Интерактивные лекции уже прослушали около 200 тысяч учащихся. Наиболее активно участвуют Донецкая Народная Республика, Дагестан, Новосибирск, Свердловск, Кемерово и Санкт-Петербург.
В связи с популярностью акции в регионах регистрация для участия в проекте на сайте Российского общества «Знание» продлевается до 10 апреля, чтобы все желающие успели присоединиться. Спикером акции может выступить любой ученый, а площадкой может стать любая школа. Участие бесплатное.