Учебном проекте по русскому языку «Живой» словарь

Дата проведения: 
24.09.2013 – 20.10.2013
Организатор конкурса: 
МКУ «Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения в сфере образования Омского муниципального района Омской области» и МКОУ «Сибирская СОШ № 1»

МКУ «Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения в сфере

образования Омского муниципального района Омской области» и МКОУ «Сибирская СОШ № 1»

 

 

Приглашает принять участие в телекоммуникационном учебном проекте по русскому языку «Живой» словарь

 

 

Организаторы проекта:
Автор проекта:  Губич Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационной категории, МКОУ «Сибирская СОШ №1» Омского муниципального района
Координатор проекта: Мальцева Любовь Владимировна, методист МКУ «РЦИМОО» Омского МР.
 

Консультанты:

Кондратюк Оксана Петровна, методист РИО МКУ «ЦОУО» Тевриского МР

Маркер Надежда Юрьевна, заведующая Региональным ресурсным учебно-методическим центром информатизации образования Омской области при БОУ ДПО «ИРООО», тьютор и координатор программы Intel "Обучение для будущего".

Токарева Полина Васильевна, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО "ИРООО", канд. фил. наук.

 

Социальные партнёры проекта: Газета Омского района Омской области "Омский пригород"

 

Участники проекта:

В проекте могут принять участие команды 5-6 класса (не более 6 чел.)

 

Предметы: русский язык, риторика, информатика и ИКТ

 

Сроки проведения с подведением итогов: 24.09.13 – 20.10.13

 

Аннотация:

Дорогие ребята, русский язык богат и хранит в себе несметное количество тайн. Наш проект приоткроет завесу над одной из них. Он научит вас грамотно общаться друг с другом, откроет для вас богатый и разнообразный мир лексики, хранилищем которой являются словари.

Вы познакомитесь с познакомитесь с различными видами словарей, их структурой и научитесь выбирать нужный вид лингвистического словаря в зависимости от конкретной речевой ситуации, научитесь выявлять и исправлять речевые ошибки и речевые недочёты в типичной жизненной ситуации. Вам предстоит  проявить смекалку, творческие, интеллектуальные способности, посотрудничать с другими ребятами, обрести новых друзей и попытаться  самостоятельно создать сборник "Живой" словарь, в котором поместятся самые распространённые речевые ошибки, замеченные вами в процессе устной разговорной речи. Пройти все этапы проекта успешно Вам помогут подробные инструкции и материалы самоконтроля продвижения по проекту. Ответы на волнующие нас вопросы мы будем получать при  совместном обсуждении в  Блоге проекта “Лестница достижений цели” http://givoislovar.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

 

Дорогие учителя и родители, принимая участие с ребятами в проекте и помогая им выполняя задания, вы получите навыки организации деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых стандартов и целями гуманитарного образования.  На сайте проекта «Живой» словарь вас ждут подробные методические инструкции.

 

Встречайте главного героя проекта, перед вами  Словарь!

Именно Словарь укажет сделать нашу речь совершенней.

 

Этапы проекта.

 

Регистрация команд в проекте "Живой" словарь: Сроки: 24.09.13 — 26.09.13

  1. Для регистрации в проекте вам нужно заполнить форму на странице проекта

https://sites.google.com/site/givieslova/home/registracia-ucastnikov-v-proekte

 

Посмотреть результаты  регистрацию своей команды можно в таблице по адресу

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Ase-xZ7gALDwdHI2QzRxWHFhLVlsekJZTGtZVGV1N0E#gid=0

  1. Заполнить:

 

 

1 этап -  «Всему название дано...»

Сроки этапа:  26.09.13 - 30.09.13

Цель 1 этапа: определить реальную роль лингвистических словарей в повседневной жизни современного школьника.

Описание деятельности:  На данном этапе Вам будет предложено провести социологический опрос сверстников и оформить результаты в презентацию команды, самостоятельно записавшись в Таблицу деления команд на группы, заполнить материалы по оцениванию. Вас ждут проведение мониторинга среди сверстников на предмет активного использования лингвистического словаря в повседневной жизни. Исследование и анализ полученных сведений. Коллективное заключение о важности применения лингвистических словарей в повседневной жизни.

Исследуя и анализируя, ответим на вопросы:

  •  Зачем людям нужны словари?
  •  В каких случаях вы реально обращаетесь к тем или иным словарям?
  •  В чём причина безграмотности в современной жизни в процессе общения (ваше мнение)?

Итоговый продукт: Лист умозаключений "Активный словарь"

 

2 этап«Снова в дверь стучат слова...»

Сроки этапа: 30.09.13 - 04.10.13

Цель 2 этапа:  познакомиться со структурой лингвистических словарей, подчёркивая их своеобразие.

Описание деятельности: изучение и сравнение структурных компонентов лингвистических словарей разного вида. Анализ и обобщение полученной информации, составление алгоритма. Проведение взаимооценивания команд и создание универсального алгоритма по использованию лингвистического словаря.

На данном этапе вы посмотрите Интернет-урок "Словари русского языка", распределите роли в команде для успешной работы, выберите вид лингвистического словаря  – в соответствии с Делением команд на группы, исследуете структуру (компоненты) и принцип расположение материала в нём, разработайте универсальный алгоритм по изучению различных видов лингвистических словарей. Обсудите позиции личного алгоритма "Изучение словаря", выберите наиболее удачные предложения членов команды и составите универсальный алгоритм по изучению словарей. Результат внесете в документ коллективного доступа для всех команд -  Универсальный алгоритм "Изучение словаря", заполните материалы по оцениванию.

Изучая и сравнивая, мы ответим на вопросы:

  •  Для чего нужно уметь работать со словарём?
  •  В чём своеобразие лингвистических словарей?
  •  Что объединяет все лингвистические словари?

Итоговый продукт: универсальный алгоритм "Изучение словаря".

 

3 этап«Красна птица пером, а речь – словом»

Сроки этапа: 04.10.13 — 10.10.13

Цель 3 этапа:   установить распространённые речевые ошибки в различных жизненных ситуациях и создать сборник "Живой" словарь для устранения речевых ошибок, которые чаще всего  допускают люди в процессе общения.  

Описание деятельности:  проведение наблюдения и исследования устной речи носителей русского языка. Анализ наиболее частотных слов с нарушениями или отклонениями от литературной нормы. Обработка и оформление полученных результатов в творческий продукт.

На данном этапе необходимо распределить роли между участниками для эффективной работы по достижению цели, прислушаться повнимательнее к речи родных, знакомых, друзей, сверстников, дикторов радио, ТВ и др. в различных (типичных) жизненных ситуациях (в школе, в магазине, в аптеке, на улице и т.д.), выявить и записать типичные речевые ошибки, речевые недочёты в процессе общения, в процессе устной разговорной речи, проанализировать, обсудить и сгруппировать совместно с членами команды выявленные примеры слов неудачной (или ошибочной) коммуникации в процессе устной разговорной речи.

Проследить, в какой типичной жизненной ситуации чаще всего допускаются языковые ошибки, зафиксировать, составить частотный список примеров слов с типичными языковыми ошибками во время общения для итогового Сборника коммуникативных неудач «Живой» словарь!. Обсудить в команде полученный результат и разработать рекомендации по выходу из коммуникативных конфликтов, оформив их в Памятку "Эффективное общение". Заполнить материалы по оцениванию. 

Проводя наблюдения и исследуя, мы ответим на вопросы:

  •  Как помочь избежать речевых ошибок при общении?
  •  Какой словарь поможет предотвратить ошибки в речи?
  •  Можно ли создать универсальный словарь по предупреждению речевых ошибок?
  •  В какой жизненной ситуации чаще всего допускаются речевые ошибки?

Итоговые продукты: сборник "Живой" словарь, Памятка "Эффективное общение"

По итогам всего проекта пройдёт заполнение Итоговой рефлексии:

  1. Итоговая Рефлексия для учащихся;
  2. Итоговая Рефлексия на сайте проекта «Живой как жизнь»

Важное примечание:

Для   работы в Google-документах  иногда будет требоваться наличие аккаута  на Google. К сожалению,  дети не достигли 13-летнего возраста, не имеют права создавать аккаунт на Google.

Предлагаем следующий вариант: Google аккаунт  создает для команды руководитель, родитель или координатор. Ребята пользуются одним общим аккаунтом под присмотром взрослого!

Контактная информация:

E-mail Губич Натальи Сергеевны : ngubic74@gmail.com

Рабочий E-mail: Мальцева Любовь Владимировна rmcioom@gmail.com

Личный e-mail Мальцева Любовь Владимировна: malzeval@gmail.com

Файл с описанием: