Национальный проект "Образование"

Итоги I квартала реализации приоритетного национального проекта "Образование"

В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации Путина В.В., объявленными 5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации, разработан приоритетный национальный проект "Образование".

10 октября 2005 года Минобрнауки России провело расширенную коллегию с участием Председателя Правительства Российской Федерации, на которой был одобрен и утвержден сетевой план по реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО).

1. Основные параметры приоритетного национального проекта "Образование"

По итогам общественного обсуждения были конкретизированы направления ПНПО:

  • "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования",
  • "Внедрение современных образовательных технологий",
  • "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня",
  • "Повышение уровня воспитательной работы в школах",
  • "Развитие системы профессиональной подготовки в армии".

По направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

Основные мероприятия по направлению:

оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (по 1 млн. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы;

государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно не менее 2 500 грантов;

поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей. Это позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 9,2 млрд. руб. в 2006 году и 19,2 млрд. руб. в 2007 году.

По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными блоками мероприятий являются: создание, закупка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования.

Основные мероприятия по направлению:

подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение не менее 2 500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить развитие технической основы для внедрения современных образовательных технологий. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 1,5 млрд. руб. в 2006 году и 1,5 млрд. руб. в 2007 году;

оснащение в 2006-2007 годах ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд. руб., в том числе 2,3 млрд. руб. в 2006 году.

По направлению "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня" основными целями являются: создание к 2008 году в России двух университетских центров не менее чем на 30 тыс. мест каждый в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в Москве и Санкт-Петербурге.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 3,0 млрд. руб. в 2006 году и 6,0 млрд. руб. в 2007 году, а также привлечены средства субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.

По направлению "Повышение уровня воспитательной работы в школах" основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

Дополнительное ежемесячное вознаграждение будет выплачиваться из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс. При этом расчетный норматив наполняемости для сельских и городских школ будет разным (25 обучающихся - для городских школ и 14 - для сельских). В классах меньшей наполняемости выплаты будут осуществляться пропорционально количеству учащихся. На эти цели из федерального бюджета будет выделено от 7,7 млрд. руб. в 2006 году.

По направлению "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" основными блоками мероприятий являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицами, отслужившими не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Основные мероприятия по направлению:

создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;

организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий).

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,3 млрд. руб. в 2006 году и 0,6 млрд. руб. в 2007 году.

Кроме того, предусматривается реализация направления "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006-2007 годах будут выделены ассигнования в сумме 2,08 млрд. руб. (в том числе 1,0 млрд. руб. в 2006 году) на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования с субъектами федерации.

2. Мероприятия Министерства образования и науки Российской Федерации в целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к реализации ПНПО

2.1. Организация широкого информирования о проекте и его общественного обсуждения

В начале октября предложения Минобрнауки России по механизмам реализации основных направлений проекта были опубликованы на сайте Министерства и в средствах массовой информации ("Комсомольская правда", "Учительская газета", "Первое сентября"). Развернуты дискуссии в печати и в сети Интернет. Только в "Учительской газете" в октябре-ноябре 2005 г. опубликовано свыше 70 статей. Министерством организовано 16 круглых столов по обсуждению порядка и критериев конкурсного отбора инновационных школ и вузов, лучших учителей, талантливой молодежи.

Сотрудники Министерства провели обсуждение основных механизмов реализации ПНПО с представителями сети федеральных экспериментальных площадок - инновационных школ из большинства регионов России.

На официальном сайте Минобрнауки России размещается полная информация о реализации ПНПО и действует соответствующий форум.

2.2. Совещания в федеральных округах по обсуждению механизмов участия субъектов РФ в ПНПО

18 октября механизмы участия субъектов федерации в проекте рассматривались на заседании полномочных представителей Президента Российской Федерации. По их инициативе в октябре-ноябре 2005 г. были организованы совещания с представителями органов образования в Центральном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах. В Центральном округе состоялось несколько последовательных встреч, причем не только с руководителями органов управления образованием, но и с заместителями глав администраций областей федерального округа.

В Северо-Западном федеральном округе был организован семинар с участием руководителей и работников органов управления образованием разного уровня, представителей профессиональных сообществ, экспертов.

В декабре проведены совещания с представителями субъектов федерации Дальневосточного, Сибирского федеральных округов (руководители органов управления образованием, губернаторы, вице-губернаторы).

Также в декабре в Северо-Западном федеральном округе Минобрнауки России участвовало в совещании с представителями органов исполнительной власти субъектов Федерации округа при полномочном представителе Президента Российской Федерации и Первом заместителе Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеве.

2.3. Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации

В целях координации действий федеральных и региональных органов управления образованием по реализации ПНПО Минобрнауки России 9-10 декабря с.г. провело Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. На него также были приглашены представители государственно-общественных органов и гражданских институтов, участвующих в управлении образованием. На совещании подробно рассмотрены вопросы финансового и правового обеспечения реализации ПНПО; выработан перечень первоочередных действий в регионах по следующим направлениям:

  • создание и начало работы совета по реализации проекта при руководителе органа исполнительной власти субъекта Федерации;
  • формирование и обеспечение деятельности организационной структуры, осуществляющей администрирование проекта;
  • разработка согласованного по действиям и срокам с федеральным сетевым планом регионального сетевого плана реализации проекта;
  • разработка и начало реализации региональной стратегии информационного освещения и продвижения национального проекта.

По каждому направлению выработаны конкретные пошаговые мероприятия на срок до 20 января 2006 г.

На совещании руководителям региональных органов управления образованием были также переданы проекты всех разработанных Минобрнауки России инструктивных материалов, связанных с реализацией ПНПО. В том числе:

  •  по реализации процедур отбора и поддержки лучших учителей и инновационных школ;
  • по распределению субсидий на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя;
  • по определению функций и повышению значимости классного руководителя и др.

2.4. Совет руководителей органов управления образованием субъектов РФ при Министре образования и науки РФ

В целях повышения эффективности взаимодействия по реализации ПНПО приказом Министра образования и науки Российской Федерации создан Совет руководителей региональных органов управления образованием. В состав Совета от каждого федерального округа вошли кандидатуры, предложенные полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Члены Совета включены в обсуждение основных решений по реализации проекта в субъектах федерации и на уровне их взаимодействия с Минобрнауки России, начали проводить необходимую координационную работу по реализации ПНПО в своих федеральных округах. Состав Совета руководителей региональных органов управления образованием при Министре образования и науки Российской Федерации, достигнутые договоренности и готовность членов совета к продвижению проекта являются значимыми предпосылками того, что Совет станет эффективным инструментом, позволяющим повысить уровень взаимодействия и обеспечить скоординированность действий по реализации ПНПО на федеральном и региональном уровнях.

Все перечисленные мероприятия способствовали повышению готовности регионов к реализации проекта.

В январе 2006 г. ведется подготовка к проведению 4-6 февраля 2006 г. инструктивного совещания с руководителями региональных рабочих групп администрирующих реализацию ПНПО в субъектах федерации.

3. Мероприятия Министерства образования и науки Российской Федерации по подготовке нормативно-правовых документов в рамках реализации ПНПО

В октябре 2005 г. в субъекты Российской Федерации направлялся на согласование проект Постановления Правительства РФ о вознаграждении за классное руководство. Официальные отзывы прислали 68 регионов.

В ноябре 2005 г., в ходе подготовки к всероссийскому совещанию руководителей региональных органов управления образованием в субъекты РФ направлены проекты всех нормативных документов, связанных с реализацией направлений ПНПО. В том числе, новые редакции порядка конкурсной поддержки лучших учителей и инновационных школ, существенно переработанного с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения около 2000 предложений и замечаний.

В декабре 2005 г. на всероссийском совещании руководителям региональных органов управления образования выдан также скорректированный федеральный сетевой план реализации ПНПО.

С учетом дополнений и корректив федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приказом Минобрнауки России от 6 января 2006 года N 1 утвержден Сетевой план по реализации приоритетного национального проекта "Образование".

В целях оперативной подготовки нормативных правовых актов, регулирующих реализацию мероприятий ПНПО в декабре 2005 г. было проведено согласительное совещание представителей Минэкономразвития России, Минфина России, Минздравсоцразвития России, Минюста России на котором были сняты замечания и учтены предложения по проекту Указа Президента Российской Федерации "О денежном поощрении лучших учителей общеобразовательных учреждений", проектам постановлений Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений", "О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений" и "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений".

На основании решений совещания Минобрнауки России направило повторно на согласование в установленном порядке доработанные по итогам согласительного совещания нормативные правовые акты (письма Минобрнауки России ВФ-1982/03 от 20 декабря 2005 г.).

На сегодняшний день:

приняты постановления Правительства Российской Федерации N 850 и N 854 от 30 декабря 2005 г. о вознаграждении за выполнение функций классного руководителя. Во исполнение постановлений Минобрнауки России разработаны проекты методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя, форм соглашения с субъектами федерации и форм отчета о расходах средств бюджетов на выплату вознаграждений;

проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации о поощрении лучших учителей согласованы со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесены в Правительство Российской Федерации (письмо N МОН-П-1941 от 27 декабря 2005 года);

проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на внедрение современных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях" согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации (письмо N МОН-П-1977 от 29 декабря 2005 года);

с учетом замечаний Минэкономразвития России и проведенного руководством Минобрнауки России совещания 14 декабря 2005 г. с участием представителей Минфина России и Минэкономразвития России на повторное согласование направлены проекты распоряжений Правительства Российской Федерации о создании бизнес-школ в Санкт-Петербурге (письмо от 23 декабря 2005 г. N ВФ-2002/03) и в Москве (письмо от 23 декабря 2005 г. N ВФ-2003/03). Распоряжение о создании бизнес-школы в Санкт-Петербурге согласовано с Минфином России.

Проект Указа Президента Российской Федерации "О государственной поддержке способной и талантливой молодежи" согласован Минфином России 22 декабря 2005 г., Минкультуры России - 30 декабря 2005 г., находится на повторном согласовании в Минэкономразвития России и Минздравсоцразвития России (направлен 29 декабря 2005 г. письмом N АС-1635/06);

проект Постановления "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы" согласован с Минфином России 29 декабря 2005 г.; находится на повторном согласовании в Минэкономразвития России (направлен письмом от 27 декабря 2005 г. АС-1616/03).

4. Деятельность субъектов Российской Федерации по подготовке к реализации Приоритетного национального проекта "Образование"

Готовность различных регионов к реализации проекта неодинакова и определяется, во-первых, тем, в какой мере реализованы первоочередные действия по направлениям проекта.

По сведениям, полученным в ходе Всероссийского совещания, а также по материалам мониторинга, предоставленным полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах большинство регионов разработали проекты региональных сетевых планов. Некоторые из них представили проекты планов в Минобрнауки России (в том числе, Пензенская, Нижегородская области, Красноярский край и др.). Во всех регионах сформированы рабочие группы при руководителе регионального органа управления образованием. Регионы уделяют особое внимание информационной кампании продвижению идей проекта и разъяснению его содержания.

Во всех субъектах Федерации на подготовительном этапе проведены совещания, заседания коллегий при органах управления образованием, проектные семинары, круглые столы и иные мероприятия по вопросам участия в проекте.

Таким образом, в настоящее время все регионы прошли первый этап подготовки к реализации ПНПО. В каждом федеральном округе определены регионы-лидеры, имеющие высокий управленческий потенциал, значительный опыт проектной деятельности и модернизации образования, готовые к координации взаимодействия регионов по реализации ПНПО.

Заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Ф.Ф. Дудырев


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общие вопросы 2006-01-25 10:38:01